Главная » 2010 » Август » 1 » Детальный план жилого района «Аэропорт» в Полоцке
21:34
Детальный план жилого района «Аэропорт» в Полоцке
РАЗРАБОТАН НАУЧНО-ПРОЕКТНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»
 
Проект разработан творческим коллективом в составе:  Главный архитектор проекта А.М.Горб
 
 
Введение

Детальный план жилого района «Аэропорт» в г. Полоцке разработан УП «БелНИИПградостроительства» по заданию Полоцкого горисполкома в соответствии с графиком разработки схем комплексной территориальной организации (СКТО) административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов детальной планировки, утвержденным заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 29.02.2008г.  №04/200-196.
Проект разработан на срок до 2025г. с выделением 1-го этапа 2015 год.
При разработке проекта были использованы следующие проектные материалы:

  • Генеральный план г. Полоцка (УП «БелНИИПградостроительства», 2004г.)
  • Проект детальной планировки района Аэродрома в г. Полоцке («БелНИИПградостроительства», 1987г.)
  • Проекты планировки микрорайонов на территории жилого района «Аэропорт» в г. Полоцке (Новополоцкий филиал УП «Институт Витебскгражданпроект»).
  • Детальный план центральной части г. Полоцка с проектом регенерации исторической зоны (УП «БелНИИПградостроительства», 2007г.).

Проект рассматривался на расширенном заседании совета по архитектуре и градостроительству Комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома 9.06.2009г. на совещании в Полоцком горисполкоме 19.06.2009г., и на научно-техническом совете 
УП «Бел НИИПградостроительства» 22.06.2009г.

 

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Существующее положение.

Территория проектируемого жилого района «Аэропорт» находится в западной части города Полоцка на одном из въездов в город со стороны Минска.
Границами проектируемого района являются: ул. Богдановича, р.Западная Двина, мелиоративный канал, ул. Проектируемая №2, транспортный узел на пересечении ул. Проектируемой №2 и ул. Октябрьской-Зыгина с железнодорожной магистралью Полоцк-Верхнедвинск.
Площадь территории детального плана составляет 348 га.
Из девяти планировочных районов города район с названием «Аэропорт» появился на карте города сравнительно недавно. По генеральному плану территория этого нового района предназначалась под многоквартирную и  частично под усадебную застройку.
Территория детального плана является составной частью планировочного района «Аэропорт» (по генплану). Половина территории находится в существующей городской черте.
По проектируемой территории, ограничивая ее с востока, проходит ул. Богдановича – одна из пяти улиц формирующих опорный каркас всего города и являющаяся одним из главных въездов в город со стороны Минска.
Ул. Богдановича примыкает к ул. Зыгина по которой, в настоящее время, осуществляется связь района с центром города.
В северной части района имеется отрезок железнодорожной магистрали Полоцк-Верхнедвинск.
В настоящее время район застраивается микрорайонами по структуре детального плана 1987г., в основном, крупнопанельными домами в 5-10 этажей.
Заканчивается строительство м-на №2 и начато строительство м-на №3. Ведется проектирование м-на №4 и №6 Новополоцким филиалом УП «Институт Витебскгражданпроект».
В южной части района находится часть исторических кварталов исторического посада «Заполотье», застроенных старыми усадебными домами. Эта территория входит в охранную зону исторического центра.
В юго-западной части района имеется три усадебных дома сельского типа (Чернещина (Козьи горки).
В северной части территории по ул. Хруцкого расположена автостоянка и территория Полоцкого комбината «Труд» с цехом по раскрою тканей, шиномонтаж, магазин автозапчастей и склад автозапчастей «Аллегро»
В юго-западной части района находится насосная станция отведения сточных вод №8 и ПС «Аэропорт» 110/10 кВ.
В северной и западной части района имеется мелиоративный канал, впадающий в Западную Двину. Территория вдоль мелиоративного канала местами поросшая мелкими деревьями и кустарником.
В южной части района находятся небольшая сосновая роща и пруд.
Рельеф территории района спокойный, понижающийся к р. Западная Двина.
В южной половине территории района имеются мелиоративные каналы, пересыхающие в теплое время.

Концепция формирования и развития района.

При разработке структурно-планировочной организации территории учитывались следующие факторы:

  • решение генерального плана;
  • существующая градостроительная ситуация;
  • природно-ландшафтная характеристика района;
  • имеющаяся и разрабатываемая планировочная документация на территорию района.

В результате анализа этих факторов определились основные проблемы и задачи, которые необходимо было решить в проекте детального плана.

  • Проектируемый район – район массового строительства и в то же время занимающий ответственное место в плане города (въезд в город со стороны Минска). Отсюда повышенные требования  к формированию архитектурно-художественного облика района.
  • Район застраивается микрорайонами в соответствии с планировочной структурой улиц заложенной в генеральном плане. Микрорайоны застраиваются, в основном, домами в панельном исполнении и соответствующими планировочными приемами. Эта небольшая архитектурная палитра потребовала поиска таких дополнительных планировочных и архитектурно-пространственных элементов, которые обогатили бы наметившуюся уже композицию района и придали бы ему архитектурный облик, соответствующий его статусу в плане города.
  • На территории района и на прилегающих к нему территориях практически отсутствуют зеленые насаждения. Компенсация этого природного недостатка явилась одной из задач детального плана.
  • Не используется богатый ландшафтно-рекреационный потенциал реки Западная Двина.
  • Важной задачей стала необходимость учесть в детальном плане наличие на территории района (в соответствии с историко-архитектурным опорным планом генерального плана города) зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта и, частично, охранной зоны исторического центра.
  • После начала проектирования потребовалось учесть в проекте необходимость размещения на территории района «Аэропорт» Дворца игровых видов спорта с комплексом открытых спортивных площадок.

Функциональное зонирование.

Архитектурно-планировочное  и  объемно-пространственное решение. Формирование композиции района.

По генеральному плану территория района «Аэропорт» предназначалась для строительства многоквартирного массового жилья с частичным включением и усадебной застройки (в южной части района).
Основу планировочной структуры района составляют улицы общегородского значения (ул. Богдановича, ул. Зыгина, ул Проектируемая №1 и №2), улицы районного значения (ул.Хруцкого, ул. Проектируемая №3 и №4) и жилые улицы (ул. Проектируемая №5 и ул. Краснова)
В результате вся территория детального плана делится на одиннадцать расчетно-планировочных образований.
Главной композиционной осью района является р. Западная Двина с прибрежной  зоной, дополненная зеленой зоной вдоль мелиоративного канала в западной части района.
На эти открытые пространства предполагается композиционно ориентировать и раскрывать функциональные зоны района, планировочные элементы и архитектурные ансамбли.
Для этого в проекте предлагается общее понижение застройки района в сторону Западной Двины.
Основными планировочными осями района являются общегородские и районные магистрали. Согласно генеральному плану главной планировочной осью района выступает ул. Проектируемая №1. По генплану она является составной частью планировочного направления общегородского значения (в перспективе связь центра Полоцка с Новополоцком).
В направлении юг-север главными планировочными осями являются ул. Богдановича-Зыгина и ул. Проектируемая №2.
По условиям повышенной градостроительной ценности в генеральном плане вдоль этих магистралей выделялись зоны (полосы) шириной 50-100м для застройки повышенного качества формирующей облик этих магистралей.
По функциональному признаку вся территория проектируемого района делится на жилую, коммунально-складскую, спортивную и ландшафтно-рекреационную зоны.
Жилая зона состоит из многоквартирной и усадебной застройки (исторические кварталы района «Заполотье»).
Многоквартирная застройка размещается  в планировочных образованиях №2,3,4,5,6,8,9. Застройка, в основном, среднеплотная 5-9 этажей. На главной планировочной оси (ул. Проектируемой №1) предусматривается высокоплотная застройка 12 этажей со встроено-пристроенными комплексами обслуживания.
В РПО №5 и 6 предлагается застройка домами переменной этажности с понижением этажности в сторону Западной Двины до 5 этажей.
В северной части территории района в РПО №2 размещается коммунально-складская зона.
В РПО №8 размещается спортивная зона, спортивный парк и водоем на основе мелиоративного канала (в соответствии с генпланом).
Основу спортивной зоны составляет Дворец игровых видов спорта с комплексом открытых спортивных площадок.
Этот объект размещается по заданию управления физической культуры, спорта и туризма Витебского облисполкома в соответствии с «Комплексной программой развития г. Полоцка на 2008-2012гг.», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007г. №647.
Здание Дворца игровых видов спорта должно состоять из нескольких функционально связанных блоков: главная арена, тренажерные залы, тир, кафе, бар, медико-восстановительный центр, конференц-зал, гостиница и пр., а также комплекс открытых спортивных площадок: два футбольных поля, теннисные корты, подземная автостоянка, фонтан и пр..
В детальном плане спортивный комплекс состоит из двух частей. Одна часть – это собственно здание Дворца игровых видов спорта и вторая часть - это комплекс открытых спортивных площадок, которые согласно условиям задания могут работать и в закрытом режиме (во время соревнований).
Требование по размещению этого спортивного комплекса на территории района «Аэропорт» появилось после начала разработки детального плана,  причем не был известен ни его состав, ни размер требуемого участка.
Было разработано несколько вариантов размещения. Но, после появления задания с составом комплекса, появилась необходимость выполнить вариант возможной компоновки помещений комплекса Дворца игровых видов спорта и комплекса открытых спортивных площадок для определения необходимой территории.
В итоге оказалось, что единственно возможная площадка для размещения спортивного комплекса – это площадка в РПО №8., которая отвечает всем планировочным и функциональным требованиям.
В ландшафтно-рекреационную зону входит парк общегородского значения (РПО №11), парк районного значения (РПО №9, 10), спортивный парк (РПО №8), охраняемые ландшафты (РПО №9), ландшафтно-рекреационные территории специального назначения, и туристический комплекс.
Вдоль берега Западной Двины предусмотрена набережная с оборудованными площадками для отдыха, малыми архитектурными формами, спусками к воде и причалом для прогулочных лодок и катеров.
В основу архитектурно-планировочного зонирования территории и объемно-пространственного решения застройки района положен принцип увязки главных композиционных и планировочных осей, существующей застройки, природных факторов, охранных зон, зоны регулирования застройки в увязке с общей концепцией генплана Полоцка по развитию планировочных направлений регионального, общегородского и районного значения.
В проекте заложено различное композиционное и объемно-пространственное решение улиц в зависимости от их транспортной классификации и положения на плане территории района.
Главной планировочной осью района является ул. Проектируемая №1. Она является (по генплану) основным планировочным направлением развития Полоцка. Эта магистраль с сильным транспортным движением.
Поэтому ее застройка решается на всем протяжении как единый архитектурный ансамбль. Начало ансамбля (на пересечении ее с ул. Богадновича) отмечено планировочным узлом с вертикальной доминантой и размещением объектов периодического обслуживания (по генплану). Далее, на всем протяжении ул. Проектируемую №1 предлагается застраивать домами улучшенной планировки с красивыми фасадами до 12 этажей с комплексами обслуживания в первых этажах, а также отдельно стоящими объектами культбыта.
В конце ул. Проектируемой №1 размещается многофункциональный общественный комплекс, на территории образованной пересечением ее с ул. Проектируемой №2 и ул. Проектируемой №3. В ансамбль этого комплекса входит главная высотная доминанта района.
Завершается композиция ансамбля ул. Проектируемой №1 объемной доминантой Дворца игровых видов спорта.
В свою очередь Дворец игровых видов спорта с комплексом открытых спортивных площадок совместно с вышеназванным многофункциональным комплексом образуют мощный планировочный узел, примыкающий к спортивному парку и водоему и составляющий, в свою очередь, архитектурный ансамбль.
На оси основного здания многофункционального комплекса на входе в спортивную зону запроектирована площадь с фонтаном, связанная пешеходным бульваром со спортивным парком и водоемом.
Улица Богдановича – это магистральная улица с большим потоком транзитного транспорта. Ее архитектурный облик на участке от ул. Зыгина до ул. Проектируемой №1 фактически уже сформирован 9-10 этажными домами с объектами обслуживания и культурно-развлекательным центром.
Отрезок ул. Богдановича от ул. Проектируемой №1 до ул. Проектируемой №2 предлагается формировать объектами культурно-бытового назначения. На пересечении ул. Богдановича с ул. Проектируемой №1 размещается административно-деловой центр с многоуровневым паркингом.
Улица Проектируемая №2 (согласно генплану) также является общегородской магистралью с сильным транзитным движением. Это самая длинная улица проектируемого района. Начинается она от ул. Богдановича в районе исторических кварталов, к ней примыкает туристический комплекс, спортивная зона, территория многофункционального комплекса, и коммунальная зона. Заканчивается она транспортным узлом с развязкой в разных уровнях с выходом (согласно генплану) на Россоны и Санкт-Петербург.
В транспортный узел включается и ул. Зыгина, облик которой формируется застройкой микрорайона №3 и объектами коммунальной зоны.
Улица Проектируемая №3  - улица районного значения. Поэтому архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение должно быть другим, чем на общегородских магистралях. В ее архитектурном облике присутствует «камерный» характер. Она служит для внутреннего обслуживания и связывает между собой различные функциональные зоны (коммунальную, жилую, спортивную и парковую). Она начинается в северной  части района от ул. Зыгина, пересекает в юго-западном направлении весь район и примыкает к ул. Проектируемой №4.
Визуальным завершением перспективы ул. Хруцкого является комплекс молодежно-досугового центра, размещающийся в парковой зоне с выходом на набережную Западной Двины. 
Единство архитектурно-художественного облика этой улицы складывается из суммы впечатлений от разнообразного решения застройки ее отдельных отрезков.
Улица Проектируемая №4 (районного значения) играет коммуникационно-обслуживающую роль.
По генеральному плану это планировочное направление развития районного значения. В западном направлении она выходит на населенные пункты Чернещино, Ропно и далее на Коптево и Давгавпилс.
В восточном направлении проходит под мостом  и далее через ул. Октябрьскую в центр Полоцка.
Попутно она обслуживает на территории района «Аэропорт» исторические кварталы, туристический комплекс, кварталы малоэтажного многоквартирного жилья, парковую зону с объектами культурно-бытового назначения, а также инженерные объекты.
Для решения проблемы автостоянок и парковочных мест для хранения автомобилей в проекте предусмотрено:
- размещение многоуровневых паркингов-стоянок в коммунальной зоне района, в РПО №5, №6 и №7, подземных автостоянок в комплексе с крупными общественными объектами и в подземном уровне некоторых жилых домов по главной магистрали – ул. Проектируемая №1,
- наземные крупные стоянки предусмотрены возле общественных объектов и в коммунальной зоне,
-гостевые стоянки возле всех объектов обслуживания, торговли, административных и деловых учреждений, а также в составе жилой застройки.
Огромную роль в формировании экологически чистой, безопасной и комфортной среды обитания играет предусмотренная в проекте бестранспортная (пешеходная) зона. В ее состав помимо ландшафтно-рекреационных территорий входят предусмотренные в проекте пешеходные зеленые бульвары-коридоры, пронизывающие застройку района в направлении запад-восток и север-юг, связывающие все планировочные элементы района, как между собой, так и с парковой зоной вдоль Западной Двины и искусственного водоема.
Кроме того, поддерживаются исторические традиции застройки Полоцка, когда улицы шли параллельно Западной Двине, а пешеходные направления шли перпендикулярно к реке.
К этим зеленым пешеходным бульварам примыкают детские сады и школы, объекты культурно-бытового обслуживания, на них располагаются места отдыха, малые архитектурные формы, спортплощадки.
Пересекая жилые зоны, они формируют внутри них «зеленые» площади (композиционные узлы), которые являются местами притяжения, общения и отдыха жителей данного планировочного образования.
Каждая такая площадь в детальном плане при единстве замысла имеет индивидуальное архитектурно-художественное решение в зависимости от конкретной ситуации ее местоположения.
Используя эти внутренние улицы можно свободно передвигаться по территории района, не соприкасаясь с движущимся по обычным улицам транспортом, и иметь возможность всегда выйти на остановку общественного транспорта и любую функциональную зону района.
Зеленые улицы-бульвары предполагается использовать также для велосипедного движения, и для формирования безбарьерной среды для определенной категории населения.
По зеленым пешеходным улицам можно выйти в любую функциональную зону района.
Вышеупомянутые зеленые «камерные» площади на пешеходных связях образуют систему и придают своеобразие планировочной структуре всего района, являясь одним из элементов формирующих архитектурно-художественный образ района.
Такие площади (планировочные узлы) предусмотрены детальным планом на пересечениях пешеходных направлений на ПО №2, 4, 5, 6, 10.
Главное пешеходное направление с севера на юг начинается в районе планировочного узла на пересечении ул. Богдановича и ул. Зыгина,  пересекает ПО №4 и №6, образуя там круглые площади, пересекает парковую зону и заканчивается на набережной со спуском к воде, летним амфитеатром и причалом для маломерных судов.
Второе пешеходное направление север-юг начинается от ул. Проектируемой №1, пересекает ПО №5, образуя там ромбовидную площадь, выходит в район туристического комплекса к его центру с площадью на пересечении с ул. Краснова и выходит на набережную.
В районе парка-набережной (РПО №11) к этим пешеходным направлениям подключаются многочисленные пешеходные аллеи и дорожки, соединяющие в единое целое расположенные в ней объекты общественного назначения: комплекс молодежно-досугового центра, открытый летний амфитеатр, парковые павильоны, беседки и др.
В настоящее время ландшафтно-рекреационные возможности поймы реки не используются полностью, поэтому создание парка-набережной с объектами культуры и досуга с качественным благоустройством даст возможность полностью использовать ресурсный потенциал пойменных территорий.
Нельзя не оставить без внимания богатый туристический потенциал города. Очевидно, что необходимо усиливать престиж и привлекательность Полоцка как центра туризма, для чего, конечно, нужна качественная туристическая инфраструктура, уникальные маршруты и интересный досуг.
Поэтому, в соответствии с п. 1.15. протокола №23-09 рассмотрения градостроительных проектов на расширенном заседании совета по архитектуре и градостроительству Комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома от 9.06.2009 года, п. 13 протокола совещания в Полоцком горисполкоме по вопросу рассмотрения проекта «Детальный план жилого района «Аэропорт» в г. Полоцке и решения научно-технического совета УП «БелНИИПградостроительства» вместо намеченного района коттеджной и блокированной застройки в РПО №10 размещается туристический комплекс.
Он состоит из разветвленной инфраструктуры включающей туристический центр, дома-гостиницы разных типов, досуговый и спортивный центры, здания тематических клубов по интересам, медицинский центр, кафе, рестораны и др.
Хорошее транспортное сообщение, красивый вид на реку, соседство с районным парком, близость к историческим местам делает данную территорию привлекательной для размещения этого объекта. 
Также проектом предлагается развить водное сообщение по реке на прогулочных маломерных судах по туристическому маршруту от исторического центра города мимо Софийского собора к летнему амфитеатру, расположенному на завершении главной пешеходной оси проектируемого района.

Градостроительное обоснование реконструкции исторических кварталов района «Заполотье»

На территории проектируемого жилого района «Аэропорт» имеются кварталы усадебной застройки – часть средневекового посада «Заполотье» (49 жилых домов)
В X-XI вв. возле Нового детинца (будущего Полоцка) образовались два посада – Заполотский и Великий.
В XIV-XV вв. Заполотский и Великий посады имели даже собственную линию укреплений.
К концу XVI в. планировочная структура Полоцка состояла из Верхнего и Нижнего замков и шести посадов: Великий, Заполотский, Островной, Экиманский, Кривцов и Слободской (Бельчицкий).
Массовая застройка на периферии города была деревянной, усадебного типа, которая постоянно уничтожалась пожарами.
При строительстве нового моста через р. Западная Двина территория посада «Заполотье» была разрезана ул. Богдановича (в насыпи) на две части. На территории жилого района «Аэропорт» остались четыре квартала усадебной застройки с сорока девятью жилыми домами.
В историческом аспекте каждый посад имел свою планировочную структуру с торговыми площадями, культовыми зданиями, самостоятельную архитектурно-пространственную целостность. На сегодняшний день район исторических кварталов «Заполотье» с однообразной застройкой не имеет индивидуальной выразительности. Вся застройка, в основном деревянная, сельского типа, территория района лишена благоустройства, отсутствует инженерное обеспечение.
В соответствии с проектом зон охраны исторического центра разработанным в составе детального плана центральной части г. Полоцка с проектом регенерации исторической зоны, эта территория входит в охранную зону исторического центра со следующими режимами реконструкции:

  • все здания должны быть обеспечены современным инженерным  оборудованием;
  • охране подлежит ценная планировочная структура;
  • территория Заполотского посада издревле была занята усадебной застройкой. На этой территории разрешается строительство индивидуальных жилых домов не выше 2-х этажей с сохранением исторически ценной планировочной структуры.

Поэтому в проекте предлагается полное сохранение планировочной структуры и её главного элемента – квартала. Но вместе с тем меняются качественные характеристики среды.
Проектом предлагается расчистка территории от мусора, ветхих строений и сараев, упорядочение и реновация застройки, освоение заброшенных территорий, осуществление современного благоустройства, а также оборудование этой территории всеми видами инженерного обеспечения. 
Возле северной части исторических кварталов усадебной застройки предлагается разместить общественно-торговый центр и ресторан-корчму с тематической информацией по истории Полоцка в оформлении его интерьеров, и памятный знак «Заполотский посад» со скульптурной композицией по ул. Краснова (где согласно историческим планам с сер. XVII в. и находилась корчма). 
Так как улица Богдановича разрезала посад «Заполотье» на две части, то историческое пешеходное сообщение данной территории с Софийским собором (ныне ул. Краснова) утеряно. Проектом предлагается на перспективу создать пешеходный проход, возможно в тоннельном варианте, и возобновить историческое пешеходное сообщение.

Ландшафтно-рекреационные территории

Район застройки, примыкающий к западной окраине города Полоцка представляет значительно антропогенно-преобразованный фрагмент подтаежного, смешанно – лесного низменного ландшафта поймы реки Западная Двина с преобладанием  озерно-ледникового с мелколиственными, реже еловыми лесами на дерново-подзолистых заболоченных почвах и сосновыми лесами на дерново-подзолистых почвах. Надпойменная терраса представляет собой пологую  равнину с уклоном   к реке от 135,5 до 118,0, на 85% занятую сельскохозяйственными землями, и обрывистым берегом  реки (каньонного типа) разницей высот до 8-10м от уреза воды.
Среди открытого незастроенного аграрного ландшафта пахотных земель и лугов,  наряду с участками плодовых садов и огородов индивидуальной застройки и декоративными посадками во дворах существующей многоэтажной застройки, сохранился лесной массив, и  небольшой участок лесных  насаждений. На месте бывшего карьера образовался живописный  пруд, а рядом на небольшом  холме сохранился участок чистого молодого соснового леса.  Участок холмистого живописного рельефа, со следами карьеров, покрытого молодняком порослевого происхождения с участием осины и березы, с крошечным прудом, расположен в западной части на берегу ручья, превращенного  в  мелиоративный канал. 
Встречаются также  небольшие островки закустаренных и залуженных участков с крохотными прудами и заболоченными участками, частично  мелиорированными. Берега реки и ручьев местами покрыты редкой древесно-кустарниковой растительностью. Береговая полоса, в визуальном бассейне реки Западная Двина генеральным планом определена как зона охраняемого ландшафта.
В северной части ДП в границу проектных работ входит участок учебно-опытного лесхоза Полоцкого лесного техникума, который попадает  в зону перспективной транспортной развязки, определенной генеральным планом г.Полоцка до 2020года.  
Система озеленения в границах проектных работ решена в дополнение к разработанной схеме ландшафтно-рекреационных территорий  генерального плана  и имеет следующие основные отличия:

  • формирование парковой набережной вдоль берега реки Западная Двина- древнего пути «из варяг в греки» - в зоне охраняемого ландшафта с возможностью использования ее для туристско-рекреационных целей жителями города и гостями с размещением туристско-рекреационного комплекса;
  •  формирование парковых насаждений и живописного ландшафта берега Западная Двина;
  • формирование крупного спортивного центра общегородского значения на берегу искусственного водоема и специализированного спортивного парка;

Основные задачи:

  • создание оптимальных микроклиматических и санитарно-гигиенических условий проживания в районе;
  • максимальное сохранение и акцентирование особенностей существующего природного ландшафта, особенно в зоне охраняемого ландшафта, максимальное сохранение  участков  живописного рельефа и ценной растительности;
  • частичная реконструкция существующей малоценной растительности  и дополнительное озеленение для усиления ее водоохранных  свойств;
  • уменьшение эрозионных процессов почвы, в том числе  крутых береговых склонов специальным озеленением;
  • рекультивация участков нарушенного рельефа - бывших карьеров;
  • улучшение эстетических качеств застройки;
  • создание удобных озелененных пешеходных связей между разными функциональными зонами жилого района;
  • формирование объектов рекреационного и физкультурно-оздоровительного назначения;
  • активное включение реки и водоемов в рекреационное обслуживание;
  • создание благоприятных условий для повседневного кратковременного отдыха в местах проживания жителей района и туристов, расширение рекреационных  возможностей услуг.

В границах ДП структура ландшафтно-рекреационных территорий предполагает формирование природного каркаса, основой которого должна стать водно-зеленая система вдоль реки Западная Двина и ее притока - ручья с водоемом. Роль ядра каркаса  будут выполнять - сосновый массив, благоустраиваемый как лесопарковый, участок лесных насаждений у спортивного центра на берегу ручья, новые парковые зоны вдоль берега Двины и ручья, а также  на месте бывшего карьера с прудом. Природный каркас дополняется искусственной системой бульваров и пешеходных аллей в жилых кварталах, подводящей к специализированным паркам, набережной, озелененным центрам обслуживания, скверам,  площадкам отдыха в парках и лесопарке, а также дополняется защитными посадками вдоль улиц и стоянок транспорта. 
Основной целью проекта является максимальное приближение жилья к зеленым естественным или искусственным образованиям. Это позволит создать экологически комфортные условия жизни и отдыха в жилом районе при наличии озелененных благоустроенных дворовых пространств и внутриквартального озеленения.  
Общая расчетная площадь рекреационных насаждений для жителей жилого района составляет   30,7 га на 1этапе и 59,0 га на 2этапе, в том числе общего пользования 11,5га на 1этапе и 23,2га на 2этапе.
Площадь зеленых насаждений различных видов по проекту составит около 148,8га, что позволит обеспечить жителей района высоким уровнем озелененности  47,4%, что соответствует норме, рекомендуемой гигиенистами, ландшафтно-рекреационная  зона при этом  составит 110,2га, а площадь озелененных территорий общего пользования районного и городского значения составит 53,9га.
В соответствии с основными функциями, которые выполняют зеленые насаждения (рекреационные, средозащитные, микроклиматические, эстетические) проектируется три вида озелененных территорий, отображенных на Схеме ландшафтно-рекреационных территорий:

  • общего пользования (ГОСТ 28329-89) - озелененные территории площадью 43,3га, предназначенные для различных форм отдыха - городского значения 21,6га (специализированный парк  планировочного района - «парк-набережная» и специализированный спортивный парк), а также  районного значения 21,7га (парк жилого района, лесопарк, скверы и бульвары) с различной рекреационной нагрузкой.            
  • ограниченного пользования (ГОСТ 28329-89) – озелененные микрорайонного значения  внутриквартальные пешеходные аллеи, небольшие скверы, расположенные внутри кварталов общей площадью10,5га. К ним относятся также  насаждения участков   озеленения детских садов, школ,  центров культурно-бытового обслуживания,  включая туристско-рекреационный, спортивный и др. (в соответствии с таблицей 1.5.3);
  • специального назначения (ГОСТ 28329-89)  - санитарно-защитные производственной и коммунальной зоны, защитные инженерных сооружений,  вдоль транспортных магистралей, автостоянок, гаражей, общей площадью 4,0га,противоэрозионные крутых склонов и  водоохранные на площади 18,5га. К этой группе относятся также насаждения в красных линиях улиц (в соответствии с таблицей 1.5.3);

Устойчивость природных ландшафтов достигается благоустройством территории, устройством дорожно  - тропиночной сети различной плотности в зависимости от рекреационных нагрузок.
Для повышения рекреационной устойчивости соснового массива необходимо сформировать смешанный разновозрастный древостой вертикальной сомкнутости с анфиладным расположением полян вдоль основных прогулочных маршрутов. Композиционными узлами могут стать самые выразительные элементы природного ландшафта – возвышение рельефа, лесные поляны, отдельные деревья и группы насаждений. 
Парковый ландшафт формирует пейзаж ул. Проектируемая №4.  Архитектурные сооружения должны быть максимально вписаны в  живописный ландшафт.

В границах ДП намечается создать  53,9 га рекреационных территорий, с учетом возможности использования для отдыха этих объектов жителями прилегающих районов, предусмотренных генпланом за границами ДП.

На 1этапе намечается формирование объектов  ограниченного пользования со средним уровнем благоустройства у мест проживания - пешеходных аллей площадью 2,1 га в 3,4 и 5 расчетно-планировочных образованиях, а также строительство озелененных территорий общего пользования районного значения  – бульвара и сквера площадью 2,2 га в 4 и 5 расчетно-планировочных образованиях.
На первом этапе намечается озеленение защитных полос в кварталах первоочередного строительства  вдоль ул. Хруцкого и ул. Проектируемая №3 площадью 0,3 га в 3 и 4 расчетно-планировочных образованиях.

Спортивные сооружения и территории для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы определены в генеральном плане.
Для их размещения проектом  резервируется территория,  исходя из удельной нормы 0,7 - 0,9 га/на 1000 жителей   общей площадью  17,0 га  с учетом  спортивной зоны в составе общегородского спортивного центра, физкультурно-спортивной зоны парка, школ, жилых дворов. 
Физкультурно-спортивный центр общегородского (регионального) значения площадью 12,1га намечается разместить в 8 расчетно - планировочном квартале с главным входом с ул. Проектируемая №2, смежно с парковой зоной.  Его строительство намечается на 1 этапе.  
В состав центра входит комплекс крытых и открытых спортивных сооружений: стадион с трибунами на 1- 3 тыс. чел, спортивная арена (190м х 94м), спортзалы (1440м2) и  бассейн с  двумя ваннами (450м2),  Здесь намечается строительство Дворца игровых видов спорта (в составе гостиница, медико-восстановительный центр, кафе, конференц-зал и др.)   с комплексом открытых спортивных площадок для волейбола, баскетбола, настольного тенниса, бадминтона, городков, гимнастики и ОФП (общефизической подготовки),  тренировочное футбольное поле, теннисные корты.  
В спортивном парке намечается организовать тропу здоровья, и освещенную лыжную  трассу, велодорожки.
Необходимо предусмотреть использование  парков и лесопарка в зимний сезон для катания на лыжах, коньках, санках. 
В парках и скверах предусматривается размещение детских спортивно - игровых площадок.

Этапность и механизмы реализации детального плана

Как уже отмечалось (Введение) проект разработан на срок до 2025 года с выделением 1-го этапа 2015 года.

В проекте заложен комплексный подход к реализации проектных решений. На любом этапе освоения территории района, ее планировочная структура, градостроительные комплексы и архитектурные ансамбли должны производить впечатление законченности, как в части функционирования, так и  в части архитектурно-пространственного и объемного восприятия.
Территория жилого района «Аэропорт» будет осваиваться постепенно методом приращивания к уже застроенным микрорайонам новых микрорайонов, жилых групп, архитектурных комплексов и отдельных объектов.
Освоенная часть территории указывает на то, что этот процесс будет происходить, в основном, в направлении с севера на юг.
 

В данном проекте намечена лишь приблизительная последовательность освоения территории района. Очередность застройки внутри микрорайонов должна определяться проектами застройки.
Реализацию проекта предполагается осуществлять, используя различные источники финансирования: республиканский и местный бюджет, деньги предприятий и организаций, иностранные инвестиции, инвестиции коммерческих структур, банков и частных лиц.
От уровня инвестиционного климата на территории Полоцка будет зависеть успех намеченных детальным планом мероприятий.
Учитывая довольно большую продолжительность освоения территории района, типы применяемых жилых домов, общественных зданий и сооружений могут изменяться, но успех может быть достигнут при постоянном соблюдении принципа архитектурно-планировочной и объемно-пространственной идеи формирования района, зафиксированной в регламентах градостроительного освоения территорий и в эскизе застройки.

РАЗДЕЛ 3.

ТРАНСПОРТ

3.1 Современное состояние

Район проектирования расположен в западной части г. Полоцк и ограничен улицами Богдановича, Зыгина и рекой Зап. Двина. Северная часть района, примыкающая к улицам Зыгина и Богдановича, застроена многоэтажной застройкой. В южной части, у моста по ул. Богдановича через р. Зап. Двина, расположен небольшой участок индивидуальной застройки. Вся остальная территория занята сельскохозяйственными землями.
Связь района с центром и другими районами города, расположенными в правобережной части, обеспечивается по ул.ул. Зыгина – Октябрьская, с левобережной частью – по ул. Богдановича. 
Обслуживание района обеспечивается по участку районной магистрали ул. Проектируемая № 3 и улице местного значения Хруцкого.
Пассажирские перевозки обеспечиваются автобусными маршрутами, проходящими по улицам Богдановича, Зыгина и Хруцкого.
В районе существующей застройки в настоящее время имеется автостоянка на 350 машино-мест для постоянного хранения и парковки на 580 машино-мест.

3.2 Проектные решения

При разработке проекта детального плана за основу взяты решения, принятые в генеральном плане города. Главной осью района является ул. Проектируемая № 1 – магистраль общегородского значения, проходящая по центру района и, в перспективе, обеспечивающая связь центра Полоцка с г. Новополоцк.
Ул. Зыгина, проходящая по северной границе района, вместе с улицами Октябрьская – Гагарина образуют диаметральную транспортную артерию города в направлении запад – восток с выходом на г. Новополоцк и Витебск.
Ул. Богдановича – магистраль общегородского значения – обеспечивает связь города и проектируемого района с правобережной частью; в перспективе со строительством путепровода через железнодорожную магистраль и выходом в северную часть города вместе с ул. Космонавтов образуют диаметральную магистраль города в направлении север – юг.
Ул. Проектируемая № 2 – магистраль общегородского значения – обеспечивает выход на автомобильные дороги Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики и Р-46 Лепель – Полоцк – граница Российской Федерации. На пересечении ул. Проектируемая № 2 с железнодорожной магистралью и ул. Зыгина, а также с ул. Богдановича запроектированы транспортные развязки с движением в разных уровнях.
Магистрали общегородского значения дополняются улицами районного значения ул. Проектируемая № 3 и ул. Проектируемая № 4.
Ул. Проектируемая № 3 связывает общегородские магистрали   ул.ул. Зыгина, Проектируемая № 1, Проектируемая № 2 и улицу районного значения Проектируемая № 4.
Ул. Проектируемая № 4 проходит вдоль берега р. Зап. Двина, связывает проектируемый район с районом Заполотье и обслуживает районы малоэтажной застройки. Ввиду того, что трасса улицы проходит по району существующей индивидуальной застройки и частично вдоль откоса береговой линии р. Зап. Двина, проезжая часть запроектирована с двумя полосами движения шириной 9,0 м.
Сеть магистральных улиц дополняют улицы местного значения, обслуживающие внутренние связи и обеспечивающие выход на магистральные улицы категории Ж2 Хруцкого и Проектируемая № 5.
Перевозки пассажиров будут обеспечиваться автобусными маршрутами, линии которых пройдут по всем магистральным улицам, а также трамваем, линия которого свяжет Новополоцк с Полоцком и пройдет по улицам Проектируемая № 1, Богдановича, Октябрьская до железнодорожного вокзала.
Для постоянного хранения автотранспорта потребуется гаражей и автостоянок на 5530 машино-мест.
Расчет выполнен исходя из автомобилизации населения города 250 авт./1000 жит. на 1-ый этап и 310 авт./1000 жит. на расчетный срок.

3.3 Первая очередь строительства

На первую очередь намечается строительство улиц, обеспечивающих обслуживание районов первоочередной застройки:

  • ул. Проектируемая № 1 (от ул. Богдановича до ул. Проектируемая № 2) – 1,3 км;
  • ул. Проектируемая № 2 (от ул. Богдановича до ул. Проектируемая № 5) – 0,70 км;
  • ул. Проектируемая № 2 (от ул. Проектируемая № 1 до ул. Проектируемая № 3) – 0,45 км;
  • ул. Проектируемая № 3 – (от ул. Хруцкого до Проектируемая № 2) – 0,75 км;
  • ул. Проектируемая № 5 – (от ул. Проектируемая № 1 до Проектируемая № 2) – 0,60 км.

Также намечается строительство:

  • автостоянок, паркингов для постоянного хранения автомобилей на 3150 машино-мест;
  • парковок у объектов культбыта на 635 машино-мест;
  • парковок в жилой застройке на 790 машино-мест.

Основные показатели детального плана доступны здесь
Категория: Актуально | Просмотров: 4447 | Добавил: Radiopv
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]