Главная » 2019 » Октябрь » 5 » Мой путь. Минчанка и бывший учитель из Полоцка о жизни, опыте и разнице в образовании двух городов
22:47
Мой путь. Минчанка и бывший учитель из Полоцка о жизни, опыте и разнице в образовании двух городов

Педагог с 30-летним стажем специально ко Дню учителя в интервью «Полоцкой Волне» поведала об особенностях муз.образования двух эпох и двух городов, а также о любви к делу всей жизни.

О герое.

Людмила Мельникова - бывший учитель аккордеона, классный руководитель, заведующий музыкально-хоровым отделением государственного учреждения образования «Средняя школа №6». Непрерывный стаж работы в сфере образования и культуры - более 30 лет. Это она спустя 18 лет активной творческой и управленческой деятельности на Полоцкой земле, забрала в 2012-м трудовую книжку из «храма науки» на Мариненко, 8, переехала в столицу, устроилась в родной альма-матер (Белорусский государственный университет культуры и искусств на кафедру Белорусского народно-песенного творчества), и не жалеет о содеянном. На примере нашего героя мы попробуем сравнить системы образования Полоцка и Минска. Поэтому начали интервью с  педагогом о её жизни и личном видении происходящего в сфере получения знаний в одной из областей искусства – музыке.


Людмила радушно встречает нас в фойе университета и приглашает на кафедру, где работает. За столом у окна  нас уже «ждет» горячий чай, но мы предупреждаем, что заехали ненадолго. Наблюдая за нашей героиней со стороны, мы поняли, что она в университете нарасхват. Часто звонят стационарные аппараты на рабочем месте. Коллеги также с завидным постоянством подходят к ней по рабочим вопросам кафедры и университета. Ведь, начиная с организации  работы по регистрации участников централизованного тестирования (ЦТ) – 2019, продолжив организационную работу в команде университета  в  дни проведения самих испытаний, Людмила Николаевна уже шестой год (с 2014) возглавляет комиссию по выдаче сертификатов с результатами ЦТ.

Напомним, что голос Людмилы вы до сих пор можете слышать на заставках в ранних записях эфиров «Полоцкой Волны» (2012-2013 годы):

Джингл 1
Джингл 2

Людмила Николаевна. Первый вопрос, с которого мы начнём интервью, весьма логичен: с чего всё началось и откуда появилась тяга к музыке?

«Все пошло из далекого детства. Мне было 6 лет, когда наша семья получила квартиру и переехала в новостройку по улице Мариненко. Во дворе у меня завязались новые знакомства, появилась первая настоящая подружка, у которой папа играл на гармошке. Когда я в первый раз пришла к ним в гости и увидела инструмент, а также  самоучитель к нему с непонятными для меня тогда нотными значками и цифрами, я с первого взгляда влюбилась в него. Посещение этой семьи стало чем-то магическим для меня, каждый раз я ожидала, что дядя Лёня снова окажется дома и позволит нам с Татьяной «поиграть» на чудо- инструменте.  Как сейчас помню первую разученную мною пьесу с самоучителя, называлась она «На зеленом лугу».  От того, как звуки превращались во что-то завершенное и узнаваемое, я приходила в восторг. Каждый новый поход в гости ждала с нетерпением пока у меня дома не появилось нечто подобное.

В день одной из маминых зарплат мы поехали с ней в центральный универмаг, где посетили отдел игрушек. Там я увидела инструмент, похожий на тот, что находился дома у подружки. Только вместо кнопок с правой стороны инструмента были клавиши, и от этого он казался наряднее и еще краше. Тут же попросила маму купить миниатюрный аккордеончик, который хоть и походил на игрушечный, но звучал, как настоящий. Цена на «Малыша» конечно «кусалась» (30  советских рублей, что по тем временам составляло  четверть зарплаты рабочего на заводе), но мне его всё-таки купили. Видимо мама поняла, что это для меня  что-то большее, чем игрушка. Счастью не было предела,  и именно эта покупка послужила хорошим стимулом для регулярных занятий музыкой в дальнейшем. 

В 10 лет я поступила в  Детскую музыкальную школу (ныне ГУО «Полоцкая детская школа искусств»), которая и сегодня находится по прежнему адресу - улице Коммунистической, 7. Это еще одна история. В середине  70-х в нашем городе поступить в музыкальную школу было непросто. Музыкальное образование считалось элитным и престижным. Многие родители желали, чтобы их ребенок дополнительно развивался по средствам музыки. В Полоцке же была только одна такая школа. И здесь, для меня все  сложилось хорошо. Мне посчастливилось пройти серьезный отбор и войти в десятку детей, поступивших учиться по классу аккордеона в класс замечательного педагога Раисы Степановны Павлюченко, которая  смогла удержать мой интерес к инструменту и развить мою любовь к музыке.

Музыкальная школа являлась для меня настоящим храмом музыки, в котором я с удовольствием училась 5 лет. Это было хорошее и качественное образование».

Появлялось ли когда-нибудь желание бросить музыку и найти другое увлечение?

«Прошел год моего обучения в школе, все эмоции как-то улеглись и я, глядя на подружек во дворе, которые беззаботно ежедневно предаются всевозможным играм (классики, резиночки) захотела тоже попробовать чуточку такой праздной жизни во время учебного года. Сейчас понимаю, что эта моя слабость была неосознанной и спонтанной. После лета просто не хотелось окунаться в заботы. С кем не бывает?.. Заявив маме о своем желании бросить музыкальную школу, конечно же, получила отрицательный ответ.   Уж слишком много  средств, да и времени было потрачено на возможность развивать мои творческие способности. К тому времени мне приобрели еще два аккордеона, гитару. За которыми я могла сидеть часами и что-то наигрывать. Именно это она мне и озвучила. Ее ответ меня особенно не огорчил. Приведенных аргументов было достаточно, чтобы остаться «в деле» и не совершить, пожалуй, главную ошибку в своей жизни. Другого серьезного увлечения я не искала, хотя много чего  люблю и умею делать. Но все другое для меня  вторично после музыки».

Когда Вы решили навсегда связать свою жизнь с преподавательским ремеслом?

«Уже в третьем классе музыкальной школы я  точно  определила для себя, кем хочу стать.  А хотела  я стать преподавателем  по классу аккордеона и работать с детьми в Музыкальной школе как и мои педагоги. После того, как о моем желании стало известно учителю по специальности, началась серьезная  работа над подготовкой к моему поступлению в Новополоцкое музыкальное училище (ныне Новополоцкий государственный музыкальный колледж).

После заключительного концерта  и вручения Свидетельства об окончания  музыкальной школы, я пришла домой и с ужасом осознала, что один из интереснейших этапов моей жизни закончился. Что же  будет, если я не поступлю в музыкальное училище? «Может наступить пустота», - ответила я сама себе. В тот момент мне стало понятно, что в другой профессии я себя просто не вижу. 

Волнения были напрасны. Экзаменационная программа у меня была сложная, соответствовала уровню заведения. К тому же я ее успешно «обкатала» на очередном Республиканском конкурсе молодых исполнителей-инструменталистов  им. И.И.Жиновича, который проходил в  год моего поступления (1982). После вступительных экзаменов меня и еще трех человек аккордеонистов  зачислили в группу учащихся - исполнителей на народных инструментах  Новополоцкого музыкального училища, в котором мне посчастливилось учиться  4 года вместе с замечательным коллективом моих одногруппников».

Кто был Вашим педагогом и как Вы можете его охарактеризовать?

«С новым педагогом по специальности мне несказанно повезло. Иван Иванович Качан -  удивительный человек, который по сей день является для меня главным учителем, советчиком и не побоюсь этого слова, крестным отцом в профессии и воспитателем в жизни, потому как к моменту обучения в училище (летом 1982) я потеряла маму и осталась только с сестрой. Он меня научил глубине восприятия музыкального материала и многим универсальным вещам, которые применимы  не только к музыке, но и к жизни в целом. Не говоря о том, что мастерски скорректировал постановку моей руки, благодаря которой я заиграла еще лучше. Это педагог с большой буквы. Очень часто его вспоминаю и каждый раз говорю: «Большое спасибо, Иван Иванович!»»

Выпуск. Распределение? Чемодан?

«По окончании училища меня распределили в городской поселок Воропаево (Поставский район Витебской области), где на протяжении трех лет проходило моё педагогическое становление. Совет ехать именно в Воропаевскую детскую музыкальную школу исходил, опять таки, от моего преподавателя,  Ивана Ивановича. Он побеспокоился о том, чтобы я попала работать в коллектив профессионалов. По приезду, как полагается, предоставили общежитие и должность преподавателя в музыкальной школе, директором которой являлся Валентин Петрович Жагула – истинный патриот своей профессии, сплотивший вокруг себя сильный коллектив настоящих мастеров, приехавших когда-то по распределению нести культуру жителям  этого удивительного небольшого местечка Западной Беларуси, и оставшихся здесь навсегда. 

В Детской музыкальной школе небольшого поселка имелось то, чего не было на тот момент в обычных городских школах. Валентин Петрович внедрял инновации одним из  первых. То поющую доску для сольфеджио привезет из Москвы, то кабинет оборудует для учащихся школы с музыкальной фонотекой для закрепления материала по музыкальной литературе, то комплект качественных музыкальных  народных инструментов закупит  для школьного детского оркестра. Музыкальная школа являлась для него еще одним ребенком, которого он развивал и в которого вкладывал  все свои силы и любовь. Своим ответственным подходом, теплым, но ненавязчивым общением, коллектив музыкальной школы нас – молодых специалистов, очень хорошо воспитывал. Все строилось на любви к общему делу. 

А еще я была приятно поражена уважительному и доброжелательному отношению местного населения к педагогам-музыкантам. Именно в этих красивейших местах Поставского района я по-настоящему поняла, как  гордо и вместе с тем ответственно называться Учителем».

Как пришло решение продолжить учебу?

«Глядя на своих старших коллег, я поняла, что мне также нужно повышать свою планку - профессионально расти. В 1987 году было продолжено мое саморазвитие и  принято решение поступать в Белорусский институт культуры (ныне Белорусский государственный университет культуры и искусств).

До экзаменов приехала на подготовительные курсы, прослушивание на которых проводил мой будущий педагог - Суховарова Лидия Александровна (в настоящее время доцент кафедры народно-инструментального творчества, председатель предметно-методической комиссии «Инструментальный ансамбль»). Исполнение и уровень моей программы ей тогда понравился. Успешно сдав экзамены, я стала студентом вуза, в котором сейчас и работаю».

Семья и учеба. Как вы это совмещали?

«Год 1991. За плечами три курса института. И в этом же году я в первый раз становлюсь мамой. Спустя 2,5 года рождается второй ребенок. Сами понимаете: семья, другие заботы. В жизни появились новые ценности, и стало не до учебы. Хотела забрать документы из вуза, но  для начала взяла академический отпуск. Уже позже, когда младшему сыну исполнился год, я после совета моей подруги продолжила обучение.  Сработал ее главный аргумент: «высшее образование пригодится всегда». Эта  подсказка была очень своевременна. Дети быстро вырастают, уровень забот меняется на каждом жизненном этапе. А если человек развивается, то судьба ему предоставляет новые возможности, которые помогают часто сделать  в жизни новый правильный поворот.

Именно так произошло  с возвращением к моему обучению. Интересен тот факт, что поступила я в 1987 году  при Советском союзе в Белорусский институт культуры, а окончила в 1995 Белорусский университет культуры, но уже в независимой Беларуси».

Людмила Николаевна. В свои 27 лет Вы стали руководить целым музыкальным отделением в школе. Как Вы там оказались?

«Это были трудные 90-е, о которых так много сейчас пишут. Многие через них прошли, в том числе и люди моего поколения. Было действительно  непростое историческое время. Время тотального дефицита, все по талонам… Зарплаты и пособия копеечные. Предугадать, что, где и когда востребуется,  было практически невозможно. Интересен тот факт, что с решением продолжить обучение в университете, 90-е сыграли в моей жизни положительную роль.  Именно в это время стали  открываться школы с уклонами, с  углубленным изучением предметов. В нашем районе построилась и уже благополучно работала школа №6 с музыкально-хоровым направлением. Руководил успешно коллективом  этого учебного заведения  талантливый управленец Тамара Викторовна Руденок. 

Тогда то и оказалось, что высшее образование по моей специальности имеют не многие, а из преподавательского состава музыкального отделения СШ№6 его вообще ни у кого не было.  Я шла устраиваться преподавателем по классу аккордеона, но школа нуждалась в руководителе отделения и Тамара Викторовна предложила мне эту  должность. Посовещавшись со своей семьей,  я согласилась,  и вакансия заместителя директора по музыкальному воспитанию на семь ближайших лет была закрыта. Так я стала  в  27 заведующей музыкально-хоровым отделением.

В коллективе, которым мне пришлось руководить, работало 14 человек. На каждого педагога приходилось в среднем около 8-10 учащихся. Можно сказать маленькая музыкальная школа в школе. Так как мне очень повезло с командой, работать было комфортно, за что благодарна каждому из коллег. Наш коллектив был дружным и работоспособным.  Мы делали единое дело, искренне болели за него, развивая наше отделение. В городе на тот момент с подобным уклоном существовала еще одна школа №14 (ныне ГУО «Средняя школа №14 г.Полоцка»), за плечами которой уже было 20 лет стажа. Мы очень хорошо сотрудничали, одновременно учились, перенимая опыт у своих коллег, и конкурировали, задавая свой свежий тон на благо развития музыкального направления в городе.  Бывало, что обгоняли по результатам. Это было здоровое соперничество, прогрессивное. Если было бы возможно, то сказала бы «Большое спасибо» моей коллеге, завучу музыкально-хорового отделения СШ№14 того периода, Майе Иосифовне Бондаренко (Майстер), которая помогла мне тогда сделать первые шаги в статусе  молодого руководителя».

Оказывалось ли давление на школу со стороны полоцкой администрации и навязывание  своей политики городским отделом образования? Как относился директор школы к работе отделения?

«Нашей деятельности никто не мешал. Больше скажу - содействовали, ведь работали мы на совесть, да и наш директор Тамара Викторовна была очень мудрым руководителем и понимала, что это необычное, эксклюзивное  направление - главная особенность школы и его нужно всеми путями развивать.

Я старалась прислушиваться к мнению своих коллег, которые хорошо знали кадры нашего города, и благодаря этому, к нашему  творческому коллективу с удовольствием присоединились высококлассные педагоги, одной из которых была Марина Леонидовна Ульская. Она значительно повысила статус нашего музыкально-хорового отделения в городе, создав сильный хоровой коллектив, который котировался в городе. 

Школа была образцово-показательной в Полоцке. Наш директор Тамара Викторовна являлась председателем методического объединения директоров школ всего города, на тот момент их насчитывалось 16. Она делала все для того, чтобы наше учебное учреждение  являлось лидером в образовательной сфере. Так оно и было.

Кстати, коллектив школы №6 одним из первых практиковал работу с международными делегациями по обмену опытом.  Приезжавших в Полоцк иностранных специалистов городской отдел образования, которым заведовал тогда  Геннадий Леонидович Соболенко,  в первую очередь  отправлял в одну из двух школ по улице Мариненко. Как вы думаете в какую? Конечно в нашу. Если вчера перед администрацией и учителями школы ставилась, на первый взгляд,  невыполнимая задача - подготовить за день оригинальные мероприятия и на высоком уровне провести мастер-классы, то уже на завтра коллектив школы выполнял ее на 100 % и встречал иностранных гостей по всем традициям белорусского гостеприимства, с интереснейшими открытыми уроками, вернисажами и концертами. Позже такого рода встречи по обмену опытом между коллегами переняли  другие учреждения образования города.

Вообще, нашему родному Полоцку посчастливилось с коллективами школ №6 и №14, творческий тандем которых был  большим подспорьем в культурной жизни города. Наши коллективы активно приглашались и достойно выступали на различных концертных площадках города».

Отметьте одно из своих самых главных достижений на руководящей должности.

«Не считаю лично своими какие-либо достижения нашего отделения в тот период, потому как эта была дружная стабильная командная работа всего нашего коллектива вместе с руководителем школы. Но отмечу один из фактов, который считаю, что отчасти является  заслугой наших творческих школьных коллективов города. Мы – руководители музыкально-хоровых отделений в своих школах №6, №14 и Фариновской средней школы с музыкально-хоровым уклоном в лице завуча музыкального отделения Виталия  Огородникова, (ныне ГУО «Фариновская детский сад - средняя школа Полоцкого района») являлись инициаторами и входили в состав организационного комитета I Регионального фестиваля-конкурса молодых исполнителей-инструменталистов, названного в последствии именем Николая Макаровича Петренко - известного выпускника педагогического колледжа г. Полоцка, композитора, написавшего музыку к легендарной песни «Рушнікі» из репертуара советского вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Я очень рада, что все так сложилось. Много лет подряд, когда я являлась преподавателем школы, я,   как и многие мои коллеги, охотно готовила к  участию в этом конкурсе своих учеников, которые не единожды становились лауреатами.

Изначально, первые 3 года, данный конкурс являлся творческой площадкой для юных талантливых полочан - исполнителей-инструменталистов, обучающихся в средних школах с музыкально-хоровым уклоном №6  и СШ №14. Проходил он по двум номинациям «Баян-аккордеон», «Фортепиано», и предоставлял возможность соперничества участникам трех возрастных групп: младшей (3-4 класс), средней (5-6 класс) и старшей (7-9). Видя положительные результаты конкурса, достойный уровень подготовки к нему, а также поняв, что такой ежегодный форум  дает  стимул для учащихся и педагогов наших школ, мы на заседании городского методического объединения преподавателей музыкально-хоровых отделений, которым я в то время руководила,  решили расширить региональный диапазон конкурса.  Поменяли его формат, он стал фестивалем-конкурсом и пригласили присоединиться для участия в нем другие коллективы, а именно педагогов со своими  воспитанниками  из СШ№3 г.Новополоцка и ранее упомянутой школы г.п. Фариново. Для проведения фестиваля-конкурса в расширенном масштабе требовались новые  условия, независимое высококвалифицированное жюри, а также дополнительное финансирование для поощрения конкурсантов. Мы  понимали, что со всеми задачами можем не справиться. Тогда пришло решение маленькой делегацией из трех человек отравиться к руководству музыкального отделения Полоцкого педагогического колледжа (ныне Полоцкий колледж «УО ВГУ им. П. М. Машерова»). Нашу идею поддержали, и конкурс стал принимать участников не только из Полотчины».

Когда Вы поняли, что управленческая деятельность - это не Ваше? Что изменилось со сменой рода деятельности?

«Считаю, что каждые 6-7 лет, человеку нужно что-то менять в своей жизни, внося в нее что-то новое, интересное. Содержание трудовой деятельности может рассматриваться как один из вариантов. Теперь и нынешние психологи уверенно об этом заявляют. Руководящая должность ко многому обязывает. Трудно принадлежать самому себе, когда решаешь общие задачи  всего коллектива. Конечно же, первостепенны общественные дела.  Если находиться  и работать в одном и том же режиме долгое время, конечно же устаешь и начинается, что-то вроде синдрома  профессионального выгорания. Это когда кажется, что и идеи у тебя все закончились и отдохнуть ты хочешь по-настоящему, и на звонки ты уже не хочешь отвечать, когда выходишь за пределы своей работы, а надо. Думаю, что многим руководителям знакомо это состояние. В 2001 году мне захотелось отойти от административных дел и  уделить больше времени своей семье, своим детям, творчеству. На тот момент уже у многих моих коллег появилось высшее образование и я видела, что есть кого рекомендовать. Рассказав о своих планах оставить свой пост завуча Тамаре Викторовне, я одновременно «сосватала» свою должность другому достойному педагогу - Ирине Алесовне Лях. Мое решение было принято и руководителем, и коллегами, и самой Ириной Алесовной. И у меня с нового учебного года началась другая замечательная жизнь: я перешла только на преподавательские часы и углубилась в творчество, создала из учеников 2 и 3 класса, который пришли ко мне обучаться игре на аккордеоне,  детский музыкальный коллектив под названием «Контраст».

Так Вы ещё и продюсером побыть успели? Расскажите подробнее о своём ансамбле.

«В первый состав ансамбля аккордеонистов «Контраст» входило 7 человек. Репертуар детского ансамбля аккордеонистов в самом начале состоял из маленьких произведений. Мои ребята исполняли музыку из популярных кинофильмов, современные хиты. Я играла вместе с ними. По мере взросления участников коллектива, взрослел и наш репертуар. К  старшим классам программа усложнилась, в нее стали входить технически сложные и серьезные композиции таких авторов как А.Пьяццолла, С.Абрэу, И.Лученок. С большим удовольствием я отдавала время руководству ансамблем и была счастлива работе с детьми.  Самостоятельно занималась аранжировкой. С  активной участницей ансамбля Гавриловой Анной мы обыгрывали партии новых произведений, корректируя их под уровень каждого участника, а затем уж раздавали для разучивания. Проблем с репертуаром не было. Ребята первого состава отыграли у меня в ансамбле по 7 лет. Все эти годы была очень активная концертная деятельность. Нас с удовольствием приглашали выступать на различные концертные площадки города. Не могу не назвать фамилии моих учеников, участников первого состава «Контраста», которые подарили мне приятные минуты совместного творчества. Это Анна Гаврилова, Дмитрий  Дубовский, Виктория Гиро, Елена Баранова, Артем Прись, Никита Мельников, Андрей Анисимов.

Второй состав контраста был исключительно мужской и был более самостоятельным: Владислав Грязнов, Артем Щемелёв, Захар Иванов, Назар Жерносек, Стас Бадунов. Репертуар у них был тоже мужской.  Ансамбль очень сближал нас и мотивировал на занятие музыкой. За 9 лет существования «Контраста прошла дюжина юных музыкантов, а через меня, как преподавателя конечно больше. Всех своих учеников помню и люблю, но приведу несколько фамилий, которые отдали предпочтение творческим профессиям: Ольга Грибовская (певица, солистка белорусской группы ByCity, преподаватель, выпускница Новополоцкого музыкального училища и Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка, г.Минск), Мария Аманова (театральный критик, выпускница  Государственного музыкально-педагогического института им.Гнесиных, г.Москва), Александр Навоенок (аккордеонист-исполнитель, преподаватель,  выпускник Белорусской Академии музыки, г.Минск)».

Говорят, что всё познаётся в сравнении. А ещё в учительской среде поговаривают, что с каждым годом уровень подготовки учеников падает. Согласны ли Вы с этим и если да, то в чём основная проблема?

«В целом по статистике с каждым годом ребята выпускаются всё слабее. Я имею в виду  музыкальную подготовку. Это видно и по набору в университет, и коллеги из музыкальных колледжей констатируют эту проблему. Отчего это происходит? На мой взгляд, во-первых: мы живем в век всеобщей компьютеризации. Смотрите, если гаджеты поглощают даже время нас - взрослых, как же детям противостоять этим чудесным изобретениям? Сделал клик мышкой – одна красивая картинка, второй клик – еще красивее, да еще и музыка зазвучала. А нажимаем одну клавишу… ну и что? какой-то звук?  Еще одну – и ничего конкретного, никакой связанности. Необходимо приложить массу усилий, потратить месяцы и годы, что бы что-то стоящее начало получаться. И конечно не каждому дано выдержать это. Поэтому мы видим, как желание трудиться за игрой на музыкальных инструментах пропадает, ведь «договориться» с компьютером гораздо проще, чем овладеть виртуозной игрой на каком-либо из инструментов. 

Я считаю, что задача педагогов-музыкантов сейчас стоит в решении сложнейшей проблемы времени - сохранить живую музыку и развить интерес к ней у нового поколения. Просто необходимо научить нынешних детей тому, что умеем сами. Потому как только в живой музыке есть душа, есть эмоция. Сохраняя живую музыку, другие виды искусства,  мы сохраняем эмоциональный интеллект человека, который способен уберечь нас от равнодушия, от всеобщего поглощения искусственным интеллектом. Это наша духовность, которую нельзя купить не за какие деньги. Поэтому те страны, которые сохраняют свои национальные традиции, берегут свою культуру, знают и поют народные песни, разучивают их со своими детьми, танцуют народные  танцы,  они окажутся в выигрыше, какого бы уровня экономика их не была. Это мое мнение».

Какие методы Вы применяли в своей работе, чтобы заинтересовать ребят?

«По моему мнению, нам – учителям необходимо помнить, что все, выбранные нами формы работы с учениками, методы и приемы, должны быть мотивирующими, т.е. вызывать желание у ребят учиться. Им должен нравиться сам процесс и возможность быстрого результата в этом процессе. Вспомним компьютер  с мгновенной картинкой. Я не открою никому чего-то нового, если скажу, что одной из эффективных форм работы с начинающими инструменталистами является ансамблевая игра. И не просто ансамблевая игра, а совместное музицирование учителя с учениками – т.е. совместное создание своего варианта произведения, скорректированного и  доступного для их исполнения, с последующим его представлением слушателям. Но, к сожалению, мало педагогов, по-настоящему  осознают огромную  значимость  этой формы работы, и не используют ее в своей практике на должном уровне. Часто все сводится просто к ансамблевой игре.

Назову один из моих любимых методов, который хорошо мотивировал моих учеников, это метод проектной деятельности. Участие в совместных проектах преподавателя с учениками – это тоже очень хорошо работает. 

Не могу не озвучить очень важный, один из главных аспектов успешной учебной и воспитательной деятельности учителя.  Дети очень хорошо чувствуют нас взрослых, насколько  мы искренны с ними. Если преподаватель сам любит то дело, которым занимается  и верит, что все получится у его учеников, он сможет увлечь этим  делом любого своего воспитанника».

Семь лет назад Вы в корне изменили свою жизнь, переехав в Минск и устроившись в университет культуры и искусств. Не жалеете о содеянном?

«Решение забрать в ноябре 2012-го трудовую книжку из школы, которой было отдано 18 лет жизни, оказалось непростым, но взвешенным. Без сомнения могу сказать, что для  принятия мною такого непростого решения  были свои причины и не одна. Остановлюсь  на профессиональной. 

Как творческий человек, любящий свою профессию, я бы могла очень многое еще сделать для своей школы как педагог-музыкант. Но, к сожалению, плохой менеджмент иногда может погасить всю инициативу. Безграмотное использование потенциала творческих педагогов в таких школах как наша, максимальная загруженность профессионалов пустыми делами, которые умеют делать многие, лишает возможности учителей эффективно заниматься своими непосредственными обязанностями и развиваться в профессии. Без сомнения, и отсутствие материального стимула педагогов, которые работают на всю школу, и отдают этому не только рабочее, но и все свое свободное время, тоже имеет значение и  порождает желание искать новое место для реализации своих профессиональных способностей. Увы, но такое происходит очень часто, когда меняется руководство в учреждении.

Выбор пал на Минск. Благодарю судьбу за такой поворот. Здесь я начала понимать, что почвы для личностного роста предостаточно. Только в этом городе мне удалось  осуществить то, чего бы я никогда не  осуществила в Полоцке при той нагрузке, которую имела. В родном университете я встретилась и подружилась с настоящими мэтрами нашей белорусской культуры и искусства, глядя на которых хотелось расти дальше. Получила второе высшее образование по специальности «Психология». Столица позволила мне развиваться как аккордеонисту–исполнителю».

От школы средней мы плавно переходим на высшую, ведь Вы уже 7-й год работаете в университете. Как обстоят дела там?

«За всю высшую школу Беларуси не скажу, зато постараюсь описать ситуацию в родной мне культурной сфере. Год от года сокращаются места в вузах. Сюда, как и в музыкальные колледжи, сейчас приходят ребята слабее. Опытные специалисты понимают, что эта волна потом передаётся на университеты, ведь многие ребята к нам идут непосредственно оттуда. Раньше были конкурсы, но сейчас берут практически всех, кто желает пополнять ряды студентов. Если абитуриент без подготовки и базовых знаний, только тогда его не берут».

Что такое современное высшее образование по Вашему мнению?

«Пусть это прозвучит грубо, но получение высшего образования стало почти всем доступно. Не бюджетная форма обучения, так платная. Во многих вузах, конечно, еще многое зависит от престижности специальности, конкурсы перестали иметь место, а это значит, что уровень абитуриентов стал гораздо ниже. Что такое отсутствие конкуренции? Это медленное развитие, а порой и вовсе топтание на месте. Извините за просторечье. Мы часто стали слышать  студенческое  выражение «стал в очередь за дипломом». Да, именно так, выжидание своего диплома, чтобы потом устроить показную демонстрацию корочек перед работодателями, коллегами, друзьями. На выходе из многих вузов, конечно не всех, мы получаем низкий уровень специалистов и потом сталкиваемся с этим в различных сферах нашей жизнедеятельности. Второе-третье высшее уже ничего не значит. Обидно за способных и трудолюбивых ребят, которые  учатся  по-настоящему  и своим трудом получают знания, а после окончания вуза не имеют возможности распределиться или самим трудоустроиться, если получали образование на платной основе, в достойное место, потому как за обилием «псевдо-специалистов» часто стоят  предприимчивые родители и их связи. Эти два фактора  срабатывают порой  лучше, чем самое достойное приложение с отметками к Диплому специалиста.

Высшее образование должно быть не для всех. Лишь жесткая конкуренция порождает высокое качество и это не мною придуманное правило».

А как раньше было?

«Лет 20-30 назад при беседе с человеком с двумя высшими образованиями ты понимал: перед тобой чуть-ли не мудрец, осиливший эту тяжёлую ношу. Такие люди выделялись из толпы. Тогда были повышенные требования. В очереди за дипломом не выстраивались. Выстраивались в очередь за знаниями, а не за дипломом. При первой же возможности из университета могли отчислить за не успеваемость. Сейчас держат, чтобы сохранить контингент. С вузов выходили готовые специалисты, способные возглавить ту отрасль, в которой они получили знания. Высшее образование было по истине высшим».

Почему на смену плеяде талантливых педагогов и композиторов никто не приходит?

«Потому что занимать места мэтров некому. Среди всего многообразия личностей одарённые люди теряются. Раньше таланты были на виду, создавали общества, держались вместе. От них исходила  высочайшая культура и по-истине мощная школа. Возьмём таких известных белорусских композиторов, как Оловников, Смольский, Глебов, Иванов, Лученок. Это не просто люди. Они имели советское консерваторское образование. Сегодня Белорусская государственная академия музыки с распростёртыми объятиями зазывает всех, настежь распахивая свои двери. Они не могут научить всех, кто к ним приходит, потому что вереница из вновь поступивших не способна учиться».

Неужели всё настолько плохо?

«Не совсем. В 2019 году наблюдается положительная динамика при поступлении на наше отделение. Абитуриенты-музыканты пришли сильные. Очень надеюсь, что кризисная ситуация последних лет начнёт выправляться и наступит возрождение конкурсных отборов.

Какое на Ваш взгляд главное отличие университета от школы?

«Подходы у школы и университета разные. В принципе, так и должно быть, потому что университет - это высокая и взрослая ступень получения знаний, где вся ответственность ложится на студента. Многие преподаватели считают это нормой, хотя я склонна утверждать, что лёгкая корректировка личности всё же важна».

Бытует мнение, что стать преподавателем или музыкантом значит остаться без хлеба насущного. Так ли это?

«Конечно же, в любой профессии имеются как успешные в своем деле, так и потерявшиеся. Но в нашей культуре уж как-то очень все не весело. Многие уже начинают рассматривать занятия музыкой и другими видами искусства как хобби. Так можно остаться только с самодеятельностью, лишившись профессионалов.  Должно что-то меняться. Музыка жила, живет и должна жить и спонсироваться. Я сейчас имею в виду живую музыку. Никакая современная компьютерная программа со своими флагманскими эффектами не сравнится с живым исполнением. Душа присутствует только у человека, и только человек сможет передать её оттенки. И белорусское народное творчество должно поддерживаться всеми силами, пока есть энтузиасты и мастера в этой области».

Как Вы охарактеризуете общий уровень образования в Полоцком регионе и Минске?

«В Минске сконцентрировано больше интеллектуальных ресурсов. Более 2-х миллионов человек населяют столицу, это значит, что фактически каждый пятый белорус проживает здесь. Поэтому и талантливых ребят, как собственно и педагогов, в Минске больше и это естественно. Есть конкуренция, а значит и более высокие требования к учащимся с акцентами на качество.  

В Минске сохраняется конкурсный отбор в таких школах как Гимназия-колледж искусств имени И.О. Ахремчика, Детская музыкальная школа  имени Е.А.Глебова и др. Дети проходят серьезные вступительные испытания, чтобы учиться в таких учебных заведениях. Поэтому, как мы с Вами уже успели заметить, есть отбор и конкретные  высокие требования будет и  высокий результат. И он в таких школах есть.

Тем не менее, при поступлении в республиканские вузы в одной «лодке» оказываются как ребята из столицы, так и из регионов. Льгот для поступления все меньше и, наверно, это правильно. Образование - это не социальное жильё и его должны получать избранные. Получать элитное качественное образование должны лучшие, не важно, откуда они – из столицы, или глубинки. Повторюсь, только конкуренция порождает качество и высокий уровень специалистов. Мы же не хотим, чтобы через N-е количество лет наших детей, внуков  воспитывал бездарный педагог или лечил недоученный педиатр?

Минск - город возможностей, в который съезжаются «сливки» и часть из них старается здесь остаться. Полоцк - город надежд, в который возвращаются те, кто чему-то сумел научиться вне Малой Родины и теперь готов поделиться приобретенными  знаниями и навыками, с надеждой быть полезными в родных краях. Хотелось бы, чтобы такую молодежь в родном городе замечали и приветствовали, предоставляя  возможности для  их реализации».

Почему уровень образования заметно снизился?

«В 90-е годы прошлого века в стране прошла большая образовательная реформа. Повсеместно стали открываться школы с различными уклонами. С одной стороны - это здорово: детям, чьи родители раньше не могли позволить оплатить образование по подходящему профилю, открылись двери в бесплатные профильные классы, которые развивали детей. Создавались новые рабочие места. С другой стороны - плохо, так как пропала эксклюзивность дополнительного образования. Потребительски стали относиться к возможности дополнительно развиваться. Оно стало походить на распродажу в супермаркете. Всем всё в одночасье стало доступно, но качество от этого только ухудшилось».

Тогда и сейчас: разница есть?

«Сегодня мы наблюдаем обратный процесс. Министерство образования постепенно отказывается от профильных классов в школах. Начинается возвращение к прежней системе. Если хотите посредством музыки или танца развить своего ребёнка - записывай ребенка в частные студии, платите деньги и развивайтесь. На мой взгляд, это хорошая альтернатива для многих. Ну, а для одаренных детей должны сохраниться  государственные школы, в которых можно получить комплексное качественное образование».

Следите ли Вы за тем, как в нынешних условиях функционирует музыкально-хоровое отделение в шестой школе?

«Все, что мне на данный момент известно, это то, что новые наборы в музыкальные классы уже с прошлого года не осуществляются. Педагоги доучивают нынешних учеников и, похоже, что музыкальная деятельность будет осуществляться только через кружковую работу, а это значит, что комплексного образования уже не будет».

Выходит, что сворачивание деятельности в учреждениях, подобных шестой школе, спланированное?

«Разговоры о закрытии музыкально-хоровых отделений в Полоцке велись давно. Но заинтересованные родители учеников таких специализированных классов отстаивали свои интересы у городских властей, выходя с  коллективными обращениями в Городской Исполнительный комитет.  Эта инициатива продлила жизнь отделениям. Старт проекта «Пилот» по закрытию профильных школ был дан в городе Новополоцке. И первым, который попал под это закрытие, стал коллектив Средней школы №2 с эстетическим уклоном г. Новополоцка».

Как Вы думаете, чем руководствовались власти принимая такое решение?

«Экономическими расчётами и статистикой. Мы, преподаватели, в глубине души также понимали, что не может рядовой класс средней школы в спальных и рабочих районах полностью состоять из одарённых детей. Там учились все: способные и не очень. Многие родители, отдавая в такие школы своих чад, ценили возможность бесплатного музыкального образования. Для чего тогда набирали классы с разношёрстными ребятами? Наверное для того, чтобы заложить в них общие понятия о классической музыке, высокие культурные ценности. Всё это хорошо, только для реализации таких высоких целей нужно богатое государство со стабильной экономикой, чего в Беларуси пока нет».

Что можете пожелать родителям, которые имеют детей младшего детского возраста?

«Уважаемые родители, наблюдайте за своими детьми. У каждого  ребенка есть какой-то свой интерес, который способен вырасти во что-то значимое и особенное с его взрослением. Заметьте это. Создайте ему условия развиваться в его направлении. Это может быть что угодно: от разборки и сборки автомобилей до демонстрации моделей и приготовления пищи. Но если Ваш ребенок будет развиваться в своей области, и, окажется трудолюбив, ему откроются новые горизонты, которые в будущем сделают его счастливым. Не жалейте времени и средств на развитие своего ребенка. Поверьте, это самые надежные и лучшие инвестиции – вкладывать в развитие своих детей». 

Послесловие

Это интервью состоялось в июле 2019 года и сознательно этот материал было отложен до октября, чтобы ко Дню учителя опубликовать его на нашем сайте, познакомив Вас с интересной личностью. Но мы и не предполагали, что у Людмилы Николаевны, были свои планы на новый учебный год. И начался он 1 сентября 2019 со знакомства со своими новыми коллегами-педагогами музыкального факультета Юйлиньского педагогического университета Китайской народной Республики. Будет интересно продолжить нашу беседу с Людмилой Николаевной через год. 

Теперь мы понимаем, смысл фразы, сказанной нашей героиней при ответе на один из вопросов о переезде Минск:

«Говорят, что где родился, там и сгодился», на что я отвечу: для творчества не существует границ и если ты чего-то стоишь, с любовью делаешь свое дело, и готов трудиться, ты пригодишься в любом уголке нашего земного шара».

Категория: Главные новости региона | Просмотров: 1060 | Добавил: Radiopv
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]